Открытые и свободные выборы – основа демократии

21 декабря 2014 года в нашей стране состоятся выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов. В соответствии с принятым Центральной избирательной комиссией постановлением об объявлении начала избирательной кампании она стартовала 15 сентября этого года. 

Какие изменения внесены в законодательство о выборах в целях дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, как организованы и на каких принципах основываются подготовка и проведение предстоящих выборов – об этом корреспонденту УзА рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Мирза-Улугбек Абдусаломов.

– Выборы – неотъемлемый атрибут демократического правового государства, основная форма волеизъявления народа, участия граждан в управлении делами государства и общества, – сказал М.Абдусаломов. – За годы независимости в Узбекистане в результате поэтапных, последовательных реформ создана отвечающая самым высоким демократическим требованиям и общепризнанным международным стандартам избирательная система, обеспечивающая закрепленное в Конституции страны право каждого свободно избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Так, одним из важнейших результатов коренных реформ во всех сферах жизни стало изменение мировоззрения и мышления людей, особенно молодежи, повышение их политической и гражданской актив-ности, чувства сопричаст-ности к судьбе Родины.

Соответственно заметно возросли требовательность и взыскательность граждан в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ, уровня законотворческой работы и правоприменительной практики, программных установок и практической деятельности политических партий, депутатов.

Все это создает прочную основу для организованного проведения предстоящих выборов и вместе с тем накладывает большую ответственность на тех, кто задействован в организации избирательного процесса.

- Каковы основные демократические принципы, закрепленные в национальном избирательном законодательстве?

- Важнейшей особен- ностью национальной избирательной системы является система независимых избирательных комиссий, которые обеспечивают организацию и проведение выборов в соответствии с требованиями закона и подчиняются только закону. Запрещаются попытки вмешательства в их деятельность властных структур, общественных объединений.

Центральной избирательной комиссии законодательством предоставлены исключительные полномочия по подготовке и проведению выборов. Этот статус позволяет обеспечивать законность в ходе выборного процесса, что является важнейшим условием свободного волеизъявления избирателей.

В нашей стране институты гражданского общества играют все более значительную роль. Это подтверждает тот факт, что 15 депутатских мест в Законодательной палате парламента предоставлено Экологическому движению Узбекистана. Такая норма была введена исходя из огромной важности вопросов охраны окружающей среды, борьбы за улучшение экологической обстановки, здоровья людей, в решении которых заинтересованы все слои общества.

- В чем особенность выборов-2014, какие изменения были внесены в избирательное законодательство в последние годы?

В ходе реализации законодательных инициатив Главы нашего государства в Основной Закон был внесен ряд поправок, направленных на дальнейшее совершенствование системы сдержек и противовесов между ветвями власти, формирование и развитие целостной системы обеспечения парламентского и общественного контроля за исполнительной властью. Кроме того, усилена роль депутатских объединений и парламентских фракций политических партий на всех стадиях рассмотрения и принятия законов. Повысилась роль и ответственность политических партий, представительных органов власти за успешное осуществление реформ на местах, социально-экономическое развитие регионов.

Логическим продолжением процесса либерализации избирательного законодательства стало внесение поправок в статью 117 Конс-титуции Республики Узбекистан. Впервые в мировой практике за Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан закреплен статус конституционного органа, занимающего особое место в системе государственной власти, который обеспечивает подготовку и проведение выборов без всякого вмешательства других органов власти. Это стало еще одной важнейшей гарантией всестороннего обеспечения демократичности, открытости и глас-ности выборов.

Так, определено понятие предвыборной агитации, виды, формы и методы ее проведения. Установлено, что предвыборная агитация не допускается в день выборов и за день до начала голосования. Кроме того, в законы о выборах в представительные органы власти включена норма о том, что в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе, их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая интернет. Это усиливает гарантии обеспечения свободного волеизъявления избирателей.

Наблюдателям предоставлено право присутствовать на конференции Экологического движения Узбекистана по выборам депутатов Законодательной палаты, что будет способствовать дальнейшему укреплению принципов открытости и прозрачности избирательного процесса в нашей стране.

С учетом этих требований Центральной избирательной комиссией была разработана и утверждена Программа мероприятий по подготовке и проведению выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов в 2014 году.

- В чем суть программы и какие задачи предстоит решить в ходе избирательной кампании?

– В программе, разработанной в полном соответствии с требованиями законодательства и международными избирательными стандартами, определены важнейшие требования и целевые задачи по подготовке и проведению выборов, на основе четкого временного графика расписаны все предстоящие мероприятия и ответственные структуры.

Так, реализуются меры по обеспечению условий для организации эффективной информационно-аналитической работы по широкому разъяснению избирателям положений выборного законодательства, ознакомлению граждан с предвыборными программами кандидатов в депутаты, их деловыми и моральными качествами, повышению информированности избирателей о ходе подготовки и проведения выборов как важнейшего общественно-политического события в жизни страны. К первоочередным задачам относится также создание условий для активного участия в избирательной кампании молодежи и женщин, повышения их социальной активности, политической и правовой культуры. Особое внимание уделяется тем, кто впервые участвует в выборах. Сов-местно с ННО проводится работа и среди женщин – по разъяснению им новых норм законодательства о выборах и их избирательных прав.

Политическим партиям, кандидатам в депутаты в период предвыборной агитации будут созданы широкие и равные возможности в использовании средств массовой информации для доведения до избирателей, общественности положений предвыборных программ, содержащихся в них позиций по актуальным вопросам общественно-политического, социально-экономического развития страны.

В настоящее время все действующие в стране политические партии – Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана, Демократическая партия «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана и Социал-демократическая партия «Адолат» – выразили желание принять участие в парламентских выборах.

Политическая партия должна собрать не менее сорока тысяч подписей избирателей, поддерживающих ее участие в выборах. При этом установлено, что количество подписей, собранных в одном административно-территориальном образовании страны, будь то Республика Каракалпакстан, области или город Ташкент, не должно превышать 8 процентов от требуемого количества.

Большое значение придается содействию политическим партиям и кандидатам в депутаты в использовании в избирательном процессе цивилизованных форм политической конкуренции, с учетом принципов и требований выборного законодательства. При этом важнейшим требованием является обеспечение неуклонного и безусловного соблюдения требований действующего законодательства всеми участниками избирательной кампании.

В этом плане в программе отмечена необходимость последовательного и безусловного осуществления положения законодательства о том, что только Центральная избирательная комиссия является главным организатором проведения избирательной кампании. Никто, прежде всего органы государственной власти в центре и на местах, не должны вмешиваться в избирательный процесс. Исключается предоставление каких-либо льгот и преференций для любого из участников избирательной кампании. Любые попытки вмешаться в процесс, обойти, нарушить требования законодательства, выявленные факты покровительства будут пресекаться и караться в соответствии с законом.

Нормы и требования выборного законодательства, порядок подготовки и проведения выборов, определенные законом и программой ЦИК, обязательны и одинаковы для всех.

В настоящее время ведется активная работа по выполнению всех этих важнейших задач. Используются возможности средств массовой информации, потенциал избирательных комиссий, ученых и специалистов в области избирательного права.

К примеру, организована серия мероприятий с участием ведущих отечественных и зарубежных экспертов, представителей институтов гражданского об- щества, посвященных разъяснению сути и значения изменений и дополнений, внесенных в Конституцию и избирательное законодательство Узбекистана. В частности, проведены международные конференции и «круглые столы» – «Демократизация избирательной системы и развитие парламентаризма: опыт Узбекистана и международная практика» в Париже, «Избирательное законодательство Узбекистана и международные стандарты проведения демократических выборов» в Ташкенте, «Законодательство и правоприменительная практика в обеспечении открытости, гласности, соблюдении законности в ходе организации и проведения выборов: опыт Узбекистана и международная практика» в Самарканде.

Кроме того, в целях повышения квалификации работников средств массовой информации в освещении выборных процессов на базе Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан были организованы краткосрочные учебные курсы, обучение прошли 120 работников СМИ. Помимо этого, на местах проведены 14 «круглых столов» на тему «Роль СМИ в освещении выборов», в которых приняли участие 370 журналистов региональных средств массовой информации.

- Расскажите, пожалуйста, о роли СМИ в проведении предстоящих выборов?

– В нашей стране в ходе углубления демократических реформ и формирования гражданского общества средства массовой информации как один из гражданских институтов являются важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечивают им возможность свободно выражать свои мысли и идеи, позицию и отношение к происходящим событиям, формируют общественное мнение, что способствует повышению политической активности населения. И конечно, они играют важнейшую роль в надежном обеспечении избирательных прав граждан, их свободного волеизъявления, прозрачности деятельности избирательных комиссий.

В избирательном законодательстве нашей страны закреплено, что средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов. В установленном законом порядке СМИ предоставляют свое эфирное время и печатную площадь для выступлений кандидатов в депутаты, представителей политических партий в период предвыборной агитации с соб-людением принципа равных условий и возможностей. Кроме того, как один из институтов гражданского общества они будут выполнять также функцию общественного контроля в ходе избирательного процесса.

В целях обеспечения прозрачности, гласности и открытости на всех этапах избирательного процесса создан Республиканский пресс-центр по освещению избирательной кампании 2014 года. Он также будет заниматься организацией проводимых ЦИК брифингов, пресс-конференций, посвященных основным этапам избирательной кампании, обеспечивать представителей отечественных и зарубежных СМИ всеми необходимыми информационными материалами, связанными с этим важнейшим демократическим процессом. В настоящее время в соответствии с порядком об аккредитации журналистов, опубликованным на сайте ЦИК www.elections.uz, в Центризбирком начали поступать соответствующие обращения представителей зарубежных и национальных СМИ.

Работа по подготовке и проведению выборов в парламент страны и представительные органы государственной власти на местах продолжается. Она ведется последовательно, в строгом соответствии с законодательством о выборах, утвержденными Центральной избирательной комиссией Программой и Календарным планом мероприятий.

Мехрибон МАМЕТОВА. 


Дата добавления: 22/10/2014 19:43.   Просмотров: 242

 

Опрос


Вы получили нужную Вам информацию?

Подписка на рассылку


Статистика


Сейчас на сайте
Зарегистрированных: 2
Гостей: 9

Яндекс.Метрика

Стратегия действий 2017-2021

 

Copyright © 2010 – 2018. Хокимият Самаркандской области. При использовании материалов сайта, активная ссылка на www.samarkand.uz обязательна.

 
Нажмите для чтения