
Одним из последних представителей и крупных теоретиков суфийского течения Накшбандия, жившего в Самарканде, был Махдуми Аъзам, полное имя которого Саид Ахмад ибн Мавлоно Жамолиддин Ходжа Касани. Мало кто знает, но именно его считал своим духовным наставником Захириддин Мухаммад Бабур.
Махдуми Аъзам родился в 1461 году в кишлаке Касан Ферганской долины. По свидетельству некоторых средневековых источников, его прадед в седьмом поколении - Хазрати Саид Камолиддин - прибыл в Фергану из Медины, чтобы укрепить позиции ислама в регионе. Женившись на дочери хокима Ферганы того времени, потомка халифа Абу Бакра, он остался жить Касане. Таким образом, генеалогическое древо Махдуми Аъзама восходит к самому пророку Мухаммаду (с.а.с).
Юный Саид Ахмад с детства был приучен к труду, равно справляясь и с возделыванием поля, и с выпасом животных. Тогда же он выучил Коран. Стремление к знаниям направили юношу в медресе Ташкента. По рекомендации наставников, он продолжил обучение в Самарканде и Бухаре, став мюридом видного последователя накшбандии Ходжи Ахрара, а после его смерти - учеником Мавлоно Мухаммада Кази.
Любопытен факт его биографии. Когда он переселяется на территорию нынешнего Дагбита (Акдарьинский район), где остаётся до своей смерти в 1542 году, то первым делом учёный посадил десять ив, отсюда и пошло название Дагбит. Ведь "дагбит", а точнее "дахбет" с персидского означает "десять ив". Позже Махдуми Аъзам здесь разбил огромный сад площадью свыше 20 гектаров, что говорит об ученом, как о верном последователе идеи суфизма - "Даст ба кору, дил ба ёр" ("Руки - работе, сердце - Возлюбленному", то есть Всевышнему).
Саид Ахмад после ученичества сам становится наставником накшбандистов, удостоившись имени Махдуми Аъзам. Такого почётного имени были удостоены лишь три человека, внесших неоценимый вклад в теоретическое и практическое разрешение проблем ислама и суфизма. Имя Махдуми Аъзам подразумевает великую личность, бескорыстно служащую верующим на пути к осознанию Всевышнего и согласия с себе подобными.
Последователи Накшбандии считали необходимым воздействовать на светских властителей с целью обращения их на путь добра. С этой целью Махдуми Аъзам написал "Трактат о назидании султанам", оказавший большое влияние на стабилизацию общественно-политической ситуации своего времени. А всего перу Ходжи Махдуми Аъзама принадлежит около 30 книг, уставов и писем, посвященных суфизму, богословию, этике, философии. "Асрор ул - никох", "Ганжнома", "Рисолаи зикр", "Рисолаи Гули Наврузи", "Газалиёти Косимий", "Рисолаи меърож ул-ошикин", "Рисолаи муршид ус-соликин", "Рисолаи Бобурия" - эти и многие другие произведения вошли в сборник под общим названием "Мажмуа ар-Расоил" ("Сборник трактатов"). В нём мыслитель, приводя цитаты из Корана и высказывания из хадисов, рассуждал о роли государства и общества, об отношениях между правителями и народом, путях управления страной, установлении социальной справедливости. Ему принадлежит смелое, по тем временам, высказывание: "Не человек создан для религии, а религия для человека". В настоящее время многие труды Махдуми Аъзама хранятся в Институте востоковедения АН Узбекистана.
Правитель Самарканда Ялангтуш Баходир в благодарность своему духовному наставнику на могиле Махдуми Аъзама в поселке Дагбит соорудил ханака. Позже здесь были построены медресе и мечеть.
Подготовила Умида Мухаммаджонова
Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
Правительственный портал Республики Узбекистан
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан
Государственная Инспекция по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий
Сейчас на сайте
Зарегистрированных: 2
Гостей: 15
Copyright © 2010 – 2018. Хокимият Самаркандской области. При использовании материалов сайта, активная ссылка на www.samarkand.uz обязательна.