
"Ищите мудрость, пока у вас есть силы, иначе вы можете потерять силы, не обретя мудрости". В местечке Кармана, что располагалось между древними Самаркандом и Бухарой (территория современной Навоийской области) в 1461 году в семье Хазрата Ортик Шейха, выходца из Хорезма, родился мальчик, которому дали имя Худойберди...
Позже этот легендарный суфийский шейх, теоретик учения Ходжи Ахмада Ясави был удостоен имени Хазрат Шейх Худойдод Вали Азизон.
Образование Шейх Худойдод Вали получил в Самарканде в знаменитой по тем временам мечети Жавзония и медресе Улугбека. Был мюридом (учеником) видного в Средней Азии последователя учения Ясавии, суфийского Шейха Джамолиддин Азизона, а после его смерти стал наставником ясавистов.
Так как суфизм - это путь, в котором акцент делается на самопознании, человеческой взаимозависимости, творчестве, социальной справедливости, в суфийских обителях, как правило, царил дух стремления учиться до конца своих дней. Здесь не только предлагалась возможность духовного роста и служения; это были также культурные и интеллектуальные центры, служившие источниками высших ценностей и культурных достижений для широких слоев общества.
Часто то, что постигали на своём пути суфии, выразить простым языком было невозможно. Для этого требовались аллегории, доступные лишь в поэтической форме. И Шейх Худойдод Вали Азизон через поэзию передавал мудрость и философию суфиев. В своих произведениях он воспевал и Всевышнего и человека, наставляя на путь справедливости, помощи нуждающимся, упоминая о том, что все народы являются творениями Всевышнего и имеют равные права.
Однажды побывав в Карнабе, Шейх Худойдод Вали был очень удручён и возмущён тем, как издевается над простым народом тамошний бек.
Совсем скоро эмир Бухары организовал праздник. Было принято, чтобы народные гулянья сопровождались состязаниями пахлаванов.
Пахлаван-боец Шейх Худойдод Вали повалил не одного соперника, и был признан победителем. А когда эмир пригласил пахлавана - победителя и спросил, чего он желает в качестве награды, Худойдод Вали не преминул воспользоваться возможностью и попросил эмира установить справедливость в Карнабе. Так народ Карнаба был освобождён от тирании бека.
Шейх вёл крайне скромный, почти бедственный образ жизни. Но не позволял себе принимать дары вельмож. И бухарский эмир Боки, и Мухаммад Шейбонихан всячески пытались приблизить к себе Хазрата Худойдод Вали.
Эмир Боки, желая поддержать Шейха, отправил ему несколько мешков зерна, тот не принял подношений. Тогда эмир попросил наставника Худойдод Вали Шейха Джамолиддина повлиять на своего мюрида. И только после этого дары были приняты и тут же до последнего зёрнышка розданы вдовам, сиротам и нуждающимся.
Последние годы своей жизни Шейх Худойдод Вали провёл в кишлаке Газира (Джамбайский район). Там же и был захоронен в 1532 году.
Подготовила Умида Мухаммаджонова
Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
Правительственный портал Республики Узбекистан
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан
Государственная Инспекция по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий
Сейчас на сайте
Зарегистрированных: 0
Гостей: 14
Copyright © 2010 – 2018. Хокимият Самаркандской области. При использовании материалов сайта, активная ссылка на www.samarkand.uz обязательна.